Главная » 2012 » Январь » 22 » Богородицкое шоссе и Западный проспект
10:25
Богородицкое шоссе и Западный проспект
Мелитопольское шоссе

К дореволюционному Бердянску вело Богородицкое шоссе. Эта дорога оформилась к 1906 году, тогда же и получила свое название. Еще с середины ХІХ века, когда город и порт стал активно развиваться, возникла необходимость строительства достойной дороги ведущей к городу. Однако остро этот вопрос встал лишь в 1867 году, когда чумаки, везущие в город товары, стали жаловаться на «тесноту дороги», и отказывались ехать в Бердянск. Двумя годами ранее, 17 февраля 1865 года, начальник порта также поднимал вопрос о необходимости строительства чумацкой дороги. Однако из-за отсутствия финансирования, а также из-за многочисленных бюрократических преград, стройка началась лишь весной 1902 года. Решено было строить дорогу на отрезке от Бердянска до села Богородицкое (ныне это село входит в состав села Юрьевка Приморского района).

Весной 1906 года шоссе Богородицкое – Бердянск, построенное по проекту инженера Бошняка, приняли в эксплуатацию. С тех пор прошло много времени и значительных перемен, которые до неузнаваемости изменили облик главной магистрали города, именуемой сегодня Мелитопольское шоссе.

Проспект 12 Декабря

Главным въездом в город Бердянск был крутой спуск, который брал свое начало от Богородицкого шоссе на Кобозевой горе. Спуск этот был обычной грунтовой дорогой, он как бы разрезал толщу глинистой почвы, и был очень неудобным для езды. В 1844 году Бердянск посетил князь Н.Б. Голицын, и с ним произошло неприятное происшествие: «Во время спуска с горы лошади пустились во весь опор под гору. Ямщик, пытаясь удержать их, упал на землю. Без него мы влетели вихрем на большую бердянскую улицу…». После казуса, случившегося с вельможей, начальник города и порта Г.Н. Черняев пи¬шет очередной рапорт Таврическому губернатору о необходимости обустройства главной дороги, ведущей в Бердянск и к порту. В этом рапорте он отмечает: «Западный спуск крутой и требует снятия горы на один сажень, в длину – на 50…».

При содействии губернатора П.Е. Коцебу 20 мая 1863 года были начаты работы по улучшению спуска, ведущего к бердянской пристани. Во время выполнения работ произошел вынос глины на прилегающую площадь, вызванный дождем. Во избежание подобных случаев у дороги вырыли водоотводный канал. Внешний вид спуска начал меняться лишь в 1889 году. Это была дорога, мощенная брусчаткой, на обочинах были установлены каменные столбики, служащие для безопасности движения. Такой облик спуск имел до Великой Отечественной войны. При восстановлении разрушенного города, в рытвины свозили остатки сожженных и разрушенных зданий. С помощью дорожной техники уменьшили высоту горы по обе стороны. Спуск значительно расширили, укрепили, укрыли белыми бетонными плитами.

Спуск выходил на Западный проспект, разграничивающий центр города с окаринами Лисками. Поначалу проспекта в общем-то и не было, а была Петропавловская площадь, названная так в честь построенной здесь в 1892 году церкви Петра и Павла. 28 июля 1921 года Западный проспект был переименован в проспект 12 Декабря, «в память павших 30 товарищей при налете банд Махно на город 12 декабря 1920 года. Петропавловская площадь была переименована в площадь им. Михеловича, в честь погибшего Предревкома во время налета банд Махно на город 12 декабря 1920 года. Так площадь просуществовала до 30-х годов, а когда церковь была разрушена, то образовалось две улицы – проспект 12 Декабря и улица Юбилейная.

Левая часть проспекта, берущая свое начало от Воронцовской улицы до наших дней не сохранилась. Здесь находились амбары греческого негоцианта Ортензатто и купца Гусева, а также кузнечные мастерские Чиненных. Дом на углу со Слободской улицей (ул. Свободы) был построен в 1937 году, на его месте находилась морская школа. На другом углу квартала, на пересечении с улицей Славянской (ул. Ля-Сейнская), сохранилось под № 9 двухэтажное здание торговой лавки купца Эльмалы. В доме № 23 находились пекарня и булочная купца Эфримиди. Дом № 1/27 стоящий на углу с Итальянской улицей (ул. Дюмина) принадлежал Николаю Джурасовичу. Здание представляет историческую ценность для города. Именно здесь принимал хозяин в 1852 году М.С.Воронцова, когда наместник императора в последний раз посетил Бердянск. Здание № 29 не сохранило ведомостей о своих первых хозяевах.

Украшением площади была Петропавловская церковь, которая разделяла её на северную и южную половины. На южной стороне (квартал между современными улицами Ля-Сейнской и Ульяновых) размещался небольшой рынок, иногда здесь устраивались ярмарки. Далее площадь упиралась в широкий песчаный пляж. Лисовская сторона площади сохранила несколько исторических зданий. Одним из них является дом № 40 привлекающий своим внешним видом, однако до нас не дошло сведений о его первых хозяевах. Владельцем дома с аркой был диакон Петропавловской церкви Ильинский. Дом № 2 в начале Петропавлоской улицы (ныне угол улиц Менжинского и Юбилейной), принадлежал Антонову и здесь размещалась школа для мальчиков. Угловое здание № 2 в начале улицы Маячной (ул. Чкалова) – один из многих домов французского консула Бонэ. Хозяин дома № 22/2 не известен. Сохранилось на углу Корабельной улицы и здание Константиновского училища. На улице Лизовской (ул. Куйбишева) в доме № 32 жил писатель Трохим Зиньковский, однако здание утратило свой вид.

Западный проспект и Петропавловская площадь, долгие годы были главными воротами Бердянска, встречая приезжавших в наш город торговцев и гостей. Здания, сохранившиеся до наших дней могут поведать нам о тех далеких годах.
Категория: История города | Просмотров: 1760 | Добавил: defaultNick | Теги: 12 декабря., история, Мелитопольское шоссе, спуск с горы, Бердянск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бердянск

Украина, Запорожская обл.

Координаты - 46°45′35.23″N, 36°47′4.21″E

Основан в 1827 году. Код - +380 6153.

Индекс - 71100-71127. Население - 115 110.

Фото Бердянска
Поделись ...